Поиск по сайту
Поиск по сайту
Вход для авторизованных пользователей
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?
livejournal
facebook
vkontakte
twitter
odnoklassniki
youtube





ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. УЧЕБНЫЙ КУРС В ДВФУ

Павел Казанцев, 

кандидат наук, профессор архитектуры, профессор кафедры Архитектуры и градо ИШ ДВФУ


SРис 000. бакаева панорама.jpg


Центр энергоэффективных технологий ДВФУ, Наталья Бакаева, дипломный проект бакалавра


Еще сравнительно недавно архитектура в России рассматривались как не имеющая отношения к экологии область профессиональной деятельности. По большей части и сегодня тема сбережения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития экономики (sustainable development) с одной стороны, и тема эко-архитектуры и эко- строительства - с другой, существуют совершенно раздельно. Экологическая архитектура в России в целом пока не признана действенным, и возможно, одним из основных способов формирования устойчивой, дружелюбной к окружающей природе среды обитания человека.


Наверно в этом и есть основная причина того, что экологическое образование в архитектурном вузе сегодня представлено отдельными «ознакомительными» лекционными курсами и практическими заданиями, что вряд ли способно кардинально изменить образ мышления будущих зодчих и помочь им ответить в своей практике на вызовы XXI века. Одним из результатов такого подхода стало и то, что даже близкая к эко-архитектуре проблема повышения энергоэффективности зданий сегодня преимущественно рассматривается как инженерно-техническая, и способы ее решения видят в основном через внедрение эффективных теплоизолирующих материалов и конструкций, а также энергосберегающих, умных систем климатического контроля среды жилых и общественных зданий ....


Очевидно, что постоянно растущие и изменяющиеся знания о способах формирования устойчивой антропогенной среды требуют как поиска новых моделей

образовательной системы, так и совершенствования методов преподавания экологических дисциплин в рамках существующих учебных программ. Но, учитывая специфику профессиональной деятельности, образование в области устойчивой архитектуры прежде всего должно быть ориентировано на изучение принципов и приемов формирования «экологически обусловленного архитектурного пространства», рассматривая особенности его формирования в контексте региональных условий [2].

Не отрицая роли строительных и инженерно-технических средств ресурсосбережения, в рамках реализуемого в ДВФУ экспериментального трехлетнего учебного курса «основ экологической архитектуры», в первую очередь рассматриваются:

- принципы и приемы формирования климатически обусловленной архитектурной формы (учет годового хода ветрового и инсоляционного режима, режима осадков и влажности, и изучение возможностей его регулирования архитектурными средствами, например: изменяя геометрию открытых пространств и формирующих их объемов, применяя биоклиматический ландшафтный дизайн, корректируя архитектуру фасадов, интерьера и планировочных решений) (1);

- зависимость архитектуры зданий от интегрированных активных и пассивных систем, использующих возобновляемые источники энергии (в первую очередь систем солнечного водяного отопления и горячего водоснабжения, фотоэлектрических систем и ветрогенераторов: кпд этих систем часто напрямую зависит от принятых архитектурных решений) (2);

- особенности формирования наружных и внутренних систем озеленения зданий, в т.ч. городских ферм, систем на основе фитобиореакторов (algaetecture), и зависимость объемно-планировочных решений зданий и сооружений от выбранного приема озеленения (здесь архитектура здания в т.ч. рассматривается как средство формирования комфортного микроклимата для наружных и внутренних систем озеленения) (3);

- и, в перспективе, перейти в учебном процессе к учету комплекса требований к архитектуре зданий и городских пространств исходя из необходимости частичного или более полного восстановления исходной экосистемы, и ее интеграции в урбанизированную среду (4).

Программа курса не претендует на всеобщий охват проблемы формирования устойчивой архитектуры, она в первую очередь рассматривает особенности формирования системы открытых и закрытых пространств городской среды, отвечающих требованиям ресурсосбережения, что и является в первую очередь полем деятельности «зеленого» архитектора. Очевидно, что проблемы ресурсосбережения при выборе строительных материалов и конструкций зданий, инженерно-технических средств

формирования комфортной среды, проблемы социальной устойчивости и т.п. должны решаться в учебном процессе при взаимодействии со смежными кафедрами.

Первоначально, в 1992-99 гг., введение базового раздела курса (1) было обосновано спецификой муссонного климата умеренных широт, свойственного южной части Дальнего Востока. А именно – высокой контрастностью сторон горизонта, и прямой зависимостью характеристик формируемого микроклимата открытых и закрытых пространств от направления и интенсивности действия векторных климатических факторов [9].

В таком подходе также не было особой новизны – если рассматривать традиционную архитектуру разных климатических областей, то в первую очередь видим ее зависимость от местных условий. Традиционная, архитектура, сложившаяся на протяжении тысяч лет путем проб и ошибок, всегда была контекстной, «уместной» - отвечала специфике климата, ландшафта, в целом характеру естественных ресурсов той местности, где веками жили люди. И, в этом смысле, была ресурсосберегающей, «устойчивой» архитектурой.

SРис 001. климат.jpg


Рис. 1. Достаточно суровый, несмотря на южную широту, климат, высокая контрастность сторон горизонта в сочетании с крутыми склонами мелкосопочного рельефа, напрямую отражаются на архитектуре ресурсосберегающих зданий. А то, что условия юга Приморья действительно уникальны, может проиллюстрировать и этот факт: сложно найти еще один такой город на территории России, в границах которого – на противоположных берегах бухты Золотой рог - рекомендованная продолжительность отопительного периода отличается на 40 дней [9].


 В условиях нашего региона специфика учебного процесса состоит еще и в том, что традиционная архитектура народов, населявших Приморье, Приамурье и сопредельные регионы Манчжурии была «стерта» почти 600 лет назад монгольским нашествием. Не задумываясь об особенностях местного климата, первопроходцы и поселенцы из России в XIX в. механически перенесли в муссонный регион принципы и приемы застройки европейской части империи. А «подсказки» от ушедших в тайгу потомков чжурчжэней в виде сохранившихся примеров или закрепленных в текстах канонов застройки, не было. Именно поэтому в лекционной части курса (первый блок - 3 курс, осенний семестр) достаточно большое внимание уделяется освоению теоретических основ моделирования комфортной архитектурной среды под воздействием векторных и сопутствующих им климатических факторов. В отсутствии прямых архитектурных аналогов - с привлечением опыта формирования архитектуры в сопредельных муссонных регионах (таких, как Япония, Корея, восточный Китай).


SРис 002.смог.jpg

Рис.2.

Градостроительные решения, далекие от контекста региональных условий, напрямую

сказываются на экологии. Промышленные зоны в закрытых сопками долинах; центральное теплоснабжение в условиях, когда юг Приморья буквально купается в море солнечного тепла зимой; упор на автомобилизацию города с горным рельефом, и при этом сокращение до минимума, и грядущее полное закрытие сети маршрутов общественного электротранспорта – причины образования устойчивой шапки смога над городскими кварталами, особенно в безветренные погоды. Современный Владивосток пока спасает только то, что полный штиль – достаточно редкое для города явление. Центр города и его панорама

с острова Русский в безветренные погоды.


Первые экспериментальные учебные проекты ресурсосберегающих зданий студенты ДВПИ-ДВГТУ выполняли с 1992 года – курсовые проекты блокированного и индивидуального жилого дома с пассивным и активным солнечным отоплением, проекты «солнечного» поселкового клуба. Интерес студентов к «ресурсосберегающим» учебным проектам в начале 90-х, когда об экологической архитектуре еще мало кто слышал, был обусловлен уникальными природно-климатическими условиями юга Дальнего Востока, и практически полным пренебрежением к их учету в реальном проектировании тех лет. (Современный нам кампус ДВФУ на Русском, где студентов по пути на занятия в буквальном смысле ветер сбивает с ног, а в выходящих на лесопарк и пролив Босфор аудиториях предусмотрена только искусственная вентиляция, и сейчас освобождает преподавателей от необходимости читать вводные лекции о важности учета специфики местных условий).


SРис 003.дас-архи.jpg


Рис 3. Поселковый клуб (Ирина Фисун, 2003 г.) и блокированный жилой дом (Анастасия Шарыгина, 2010 г.) с пассивным солнечным отоплением, специальность «дизайн архитектурной среды»; общественный

центр поселка и блокированный жилой дом с пассивным солнечным отоплением в трактовке архитекторов (Анна Гукова, 2015 г.); Первые «пассивные солнечные» проекты студентов 3 года обучения, после вводного лекционного курса «Основы экологической архитектуры».


После 7 лет экспериментов на кафедре дизайна ДВПИ/ДВГТУ, к 1999 году, была сформирована система проектных заданий курса «экологической архитектуры», для студентов 3-6 курса специальности «Дизайн архитектурной среды». Выполняемые студентами задания раскрывали основные принципы и приемы ресурсосберегающей архитектуры - начиная с наиболее простых, “базовых” понятий, изложенных в лекциях по “Архитектурной физике” (3 курс, VI семестр). Проектные задания были встроены в дисциплину «Архитектурно-дизайнерское проектирование» в VII-XII семестрах, в полном соответствии с их учебным планом по квалификации «специалист – архитектор- дизайнер». По итогам преподавания экспериментального курса в 2008 и 2012 гг. изданы учебные пособия «Основы экологической архитектуры» и «Основы экологической архитектуры. Учебное проектирование энергоэффективных зданий». Информация о пособиях доступна в сети «Интернет» [3] .


SРис 004. итоги дизайна.jpg

Рис.4. Основные задания курса на кафедре Дизайна архитектурной среды ДВГТУ - проектирование «простой» биоклиматической формы; малоэтажный дом или мансарда с пассивным и активным солнечным отоплением; изучение концепции «эко-небоскреба» Кена Янга; ориентированная и бионическая архитектура в дипломных проектах. Преподаватели Павел Казанцев, Андрей Шипилов, проекты Екатерины Гореловой, Дмитрия Савушкина, Татьяны Никитиной, Елены Кялунзига, Татьяны Овчиниковой, Александра Кузнецова, Татьяны Селиверстовой, Екатерины Лежненко


SРис 005. коркина дизайн.jpg

Рис.5. Дипломный проект Юлии Коркиной – наверно, один из лучших проектов, выполненных в ходе экспериментов с эко-архитектурой на специальности «ДАС». Преподаватели: Павел Казанцев, Евгения Лапшина.


После реорганизации вузов Владивостока, преподавание «экологической архитектуры», как профилирующей проектной дисциплины, было продолжено на кафедре Архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ. В 2015 г. учебная мастерская, специализирующаяся на разработке проектов экологической тематики, официально названа «Мастерской ресурсосберегающей архитектуры». Проекты, выполненные студентами мастерской, основаны на реальной тематике, и предлагают альтернативное современной региональной практике проектирования, дружелюбное к окружающей природной среде решение градостроительных и экологических проблем Владивостока и юга Приморья.

Основой вводной части практического курса остается проектирование «простой» биоклиматической формы – теневого навеса-солярия на территории детского сада. Минимальная функциональная «нагрузка» формы позволяет сосредоточиться студенту на изучении возможностей архитектурной формы в регулировании летнего и зимнего инсоляционного и ветрового режима. В настоящее время от макетирования площадки студенты перешли к 3D моделированию и последующему исследованию свойств формы при помощи симуляторов инсоляции и ветра, в частности используя студенческую версию программы FlowDesign. Задание выполняется на практических занятиях курса «Основы эко-архитектуры» в осеннем семестре 3 года обучения, по завершении 9 «теоретических» лекций. При разработке задания автором в 90-х годах были использованы положения, высказанные А.В. Яковлевым (см. кн. «Градостроительство на Крайнем севере» [10]).«Площадь солнечных часов» - упрощенная версия задания, направленная на закрепление знаний о годовом ходе солнечных координат.



SРис 006. навес-солярий-2.jpg

Рис. 6. Простая биоклиматическая форма и площадь солнечных часов, макеты студентов 3 курса.


Изучение возможностей пассивного солнечного отопления в условиях региона и особенностей интеграции активных солнечных систем в архитектуру малоэтажных зданий входит в задание на проектирование поселкового блокированного жилого дома (дисциплина «Архитектурное проектирование», 3 курс, осенний семестр). И – для закрепления знаний по солнечному отоплению и изучения особенностей использования в малоэтажных зданиях ветрогенераторов - в виде эскизного проекта на практических занятиях «Архитектуры устойчивого развития». По возможности, работа над курсовым проектом блокированного солнечного дома совмещается с экскурсиями на реальный дом с пассивным солнечным отоплением и на действующую активную солнечную систему горячего водоснабжения. В 2014-2016 годах это был первый в России соломенно- панельный экодом с пассивным солнечным отоплением Solar-Sb, построенный в пригороде Владивостока [8], и солнечная установка ИПМТ ДВО РАН. Программу строительства на базе ДВФУ экспериментального малоразмерного экодома для учебных и исследовательстких целей - экомодуля Solar-5M - в связи с реорганизацией университета полностью реализовать не удалось, экомодуль установлен в 30 км. от кампуса ДВФУ и для проведения занятий недоступен.



SРис 007. солнечный дом-2.jpg

Рис.7. Индивидуальный жилой или блокированный пассивный солнечный дом. Эскизы и проекты. Оксаны Грицай, Анастасии Смеловской, Александра Рюмина, Татьяны Овчиниковой и Дарьи Любаевой


SРис 008. экскурсии на дом.jpg

Рис.8. В образовательном процессе приходится использовать примеры из частной архитектуры, выстраивая возможность экскурсий на личных контактах с заказчиками солнечных домов – экскурсия студентов на экодом Solar-Sb, и сборка экомодуля Solar-5m в технопарке ДВГТУ.


Учет противоречивых требований по обеспечению светового комфорта классов, пассивного солнечного отопления здания и сохранения инсоляционного и ветрового комфорта открытых пространств в КП «Школа» является основой для более глубокого изучения пассивных солнечных технологий. В проекте Ильи Свистунова естественное освещение и пассивное отопление классов, формирующих ветрозащиту территории школы с севера, решено при помощи световодов и двойных фасадов, с сохранением визуальной связи помещений с окружающей средой (вид на акваторию залива на север, по направлению зимнего муссона).


SРис 009. Свистунов - первый.jpg

Рис 9. КП «Школа», Илья Свистунов, 4 курс, бакалавр.


SРис 010. Свистунов - второй.jpg

Рис. 10. Разрез ветрозащитного корпуса по направлению «север – юг».


SРис 011. Санцевич школа.jpg

Рис.11. Общественный блок – ветролом с севера; радиальная форма закрытого от ветра дворика оптимальна по условиям зимней инсоляции; солнцезащитные наружные жалюзи, комбинированные с фотопанелями – защищают от избыточной инсоляции с юга. Проект Антона Санцевича.


SРис 012. Левщанова - .jpg

Рис. 12. Закрытый от зимнего ветра южный склон позволил сосредоточиться автору только на солнечной архитектуре школьного здания – террасы классов и жилого блока, раскрытые на юг, оптимальны по форме для пассивного солнечного отопления и размещения активных систем. Избыточную инсоляцию классов регулирует «двойной фасад». «Школа-интернат ДВФУ на о. Русский», бакалавр Анастасия Левщанова


Исследование особенностей взаимодействия архитектуры с муссонными ветрами и регулирования инсоляционного климата, в сложившейся городской среде и на вновь осваиваемых участках – остаются важными учебными темами курсовых проектов [5]. Но, в отличие от прошлых лет, при выполнении курсовых проектов студенты мастерской используют методы компьютерной симуляции ветрового и инсоляционного режима. В проекте гостиницы – многоэтажного здания в сложившейся городской среде – целью моделирования формы с учетом летнего и зимнего муссонов было сохранение исходной комфортной среды на уровне движения пешеходов.



SРис 013. аэродинамика.jpg

Рис. 13. Компьютерное моделирование ветрового и инсоляционного режима. Фрагменты курсовых проектов гостиницы и гипермаркета Дмитрия Щукина и Яны Марус, специалитет, 5 год обучения.


В 2005 г., тогда еще на специальности «дизайн архитектурной среды», на 5 курсе был введен проект «Экологической башни» - высотного административного энергосберегающего здания в центральной части города. В качестве методической основы задания выбрано изучение концепции «Экологического небоскреба» Кэна Янга (Ken Yeang)[11,12]. Определенная схожесть климатических условий (общая область муссонов Восточной Азии) и, одновременно, резкий широтный контраст тропиков и Приморья позволял студентам найти общие черты в архитектуре регионов, и в тоже время исключал простой повтор идей Янга, побуждая студентов к их творческому развитию. Помимо уже освоенных студентами пассивных и активных солнечных систем, при проектировании «экологической башни» изучались приемы озеленения зданий в городской среде, использования энергии ветра, и интеграция в архитектуру систем сбора и использования атмосферных осадков (три месяца туманов в регионе и косые дожди).

Сотрудничество с Tokyo University of Science (Tokyo, Dr. Kazuhiro Kojima), National Cheng-Kung University (NCKU, Taiwan, Dr. Ming Hung Wan) и Instituto Politecnico Nacional (Mexico, Dr. Martin Gomestagle), наладившееся после презентации курса в рамках студенческой сессии The World Sustainable Building Conferences SB05, позволило в 2006 и 2009 гг. провести международные мастерклассы по эскизному конкурсному проектированию «Экобашни» в регионах с контрастными климатическими условиями.

Сегодня, с переходом на бакалавриат, и сокращением срока обучения с 6 до 5 лет, проект пришлось перенести на практические занятия лекционного курса «Архитектура устойчивого развития». Выполнению эскиза эко-небоскреба сейчас отведено только 4 практических занятия, что привело к схематизму работ, и снижению уровня проработки. Восстановить этот пробел пока не удается - тем более что высотное здание в исторической среде – гостиница – из перечня проектов бакалавров - архитекторов также исключена (рис.12., 13, 14). Изучение особенностей формирования систем озеленения в структуреобщественных зданий отчасти удается возобновить в проекте общественных зданий – у бакалавров сегодня в курсовом проекте гипермаркета. Одним из требований к проекту является включение в архитектуру торгового здания «городской фермы» (рис.15). При этом эксперименты молодых преподавателей и магистрантов – выпускников «зеленой» мастерской сегодня позволяют студентам изучать особенности формирования «городских ферм» в условиях региона и в практической области (рис. 17). А больший удельный вес проектов жилищной тематики в весеннем семестре 4 года обучения, в сравнении с ДАС, позволил более углубленно рассмотреть тему особенностей формирования устойчивой жилой среды в региональных условиях (рис. 18).


SРис 014. Экобашни ДАС.jpg

Рис.14. Административная эко-башня: концепция Кена Янга в интерпретации студентов «ДАСа» Елены Кялунзига, Татьяны Никитиной и Екатерины Мовчан: эскизы, чертежи, макет, 2005 год.


SРис 015. Экобашни.jpg

Рис. 15. Учебные эскизы студентов-архитекторов Мариам Вартанян, Александра Рюмина, Александры Штец.


SРис 016. Коломоец.jpg 

Рис. 16. Гипермаркет с городской фермой Александры Коломоец


SРис 017. Алябин-Головина.jpg

Рис. 17. Вертикальные сады – «зеленые легкие» общественного здания в плотной городской среде в трактовке Натальи Головиной. Экологический мост через Амурский залив от лесных массивов Хасанского района к будущему лесопарковому поясу в долине Первой речки. Эскиз Романа Алябина [6]


SРис 018. ферма.jpg

Рис.18. Экспериментальная установка – «городская ферма» в холле Инженерной школы ДВФУ. Исследования выполняются в рамках гранта университета ст. преподавателем кафедры, преподавателем мастерской ресурсосберегающей архитектуры Егором Ванхобином, магистрантами кафедры Яной Марус и Дарьей Воробьевой (Бурдиной), и выпусками ДАС Екатериной Фроловой и Дарьей Пироговой. Декабрь 2016 г. – начало монтажа установки.


SРис 019.Жилье.jpg

Рис. 19. Проекты жилых комплексов Дарьи Воробьевой (Бурдиной), Яны Марус, Татьяны Корзниковой и Екатерины Осокиной, Александра Калмыкова: фрагменты экспозиции, бакалавры и специалитет.


Традиционная квартальная застройка в условиях Владивостока приобретает новое звучание – подковы, раскрытые на Солнце и развернутые спиной к ветру создают благоприятные условия зимой и в первую половину лета. Сохранение уникального ландшафта города, использование возобновляемых источников энергии и строительных материалов, разработка городских ферм, обеспечение социальной устойчивости – также входит в круг решаемых студентом в курсовом проекте задач.


Обзор выпускных квалификационных работ: бакалавры, специалисты, магистры.


Выбор темы «зеленого» дипломного проекта индивидуален, и определяется в первую очередь творческими способностями и интересами автора. Задаются только общие рамки поиска темы – проект должен быть связан с перспективами развития южно-приморской агломерации, и, как правило, использовать разработки институтов ДВО РАН по устойчивому использованию ресурсов моря и побережья юга Дальнего Востока [6]. Примеры реальных и футуристических ВКР – на рисунках 20-34 .


SРис 020. реновация Бурдина.jpg

Рис.20. Реновация жилой среды заброшенного рыбацкого поселка на островных территориях Владивостока, Дарья Бурдина, фрагмент экспозиции дипломного проекта


SРис 021. реновация Бурдина интерьер.jpg

Рис. 21. Реновация поселка Рыбокомбинат. Видовые кадры


SРис 022. Силин.jpg

Рис.22. Горизонтальные жилые структуры, стелющиеся над сопками Владивостока – как способ сохранения уникального природного ландшафта города, Евгений Силин, фрагменты экспозиции диссертации магистра


SРис 023. щукин.jpg

Рис.23. Ковровая застройка на опорах – как альтернатива многоэтажной точечной застройке сопок, не только останется в зоне ветровой тени, но и сохранят естественный ландшафт, вернет в центр города зеленые зоны. Предложение Дмитрия Щукина – эскиз застройки склона в районе цирка ...


SРис 024. Губанова.jpg

Рис.24. Фрагмент дипломного проекта Оксаны Губановой: экологический жилой комплекс - мост над бухтой Новик включает системы солнечного электроснабжения и отопления, городские фермы – зеленые легкие зданий, системы сбора влаги атмосферных осадков; специалитет


SРис 025. Коломоец.jpg

Рис. 25. В дипломном проекте Александры Коломоец впервые проработан архитектурно- градостроительный аспект формирования защитных сооружений Владивостока, учитывающих прогнозируемый рост уровня океана; специалитет.


SРис 026. Коломоец.jpg

Рис. 26. Фрагмент проекта Александры Коломоец


SРис 027. кампус.jpg

Рис.27. Лицом к Солнцу, спиной к ветру, с севера «уйти» в рельеф. Перспективный «Центр энергоэффективных технологий ДВФУ», бакалавр Наталья Бакаева, фрагмент дипломного проекта. Реализованные сегодня корпуса первой очереди кампуса ДВФУ на острове Русский раскрыты витражами на север, а улицы западного крыла застройки создают мощные ветровые коридоры, так как вытянуты вдоль преобладающего направления зимнего муссона


SРис 028. Казак.jpg

Рис.28. В основе архитектурного решения «Центра прогнозирования и предупреждения природных катастроф» не только исходный авторский образ – земной шар в руках человека, но и тщательное моделирование поведения объема здания в условиях почти постоянных штормовых ветров мыса Красный. Светлана Казак, дипломный проект бакалавра, участок на территории Академгородка ДВО РАН


SРис 029. Ивасюк.jpg

Рис.29. В проекте Анастасии Кравченко внутренний двор также появился, как отклик на ветровой и инсоляционный климат местности. Но и в архитектуре внутренних пространств каждого из выставочных павильонов использованы пассивные технологии формирования комфортной среды. Центральные «башни» павильонов - зеленые легкие здания – обеспечивают инертность внутренней среды независимо от суточной смены погодных условий, участвуют в «солнечном отоплении» залов зимой, обеспечивают сбор влаги ипроветривание летом. Отправной точкой студенческих фантазий послужили «ветровые» башни и купола традиционной архитектуры стран Среднего Востока


SРис 030. Шарапова.jpg

Рис.30. Заглубленная в землю «инертная» архитектура – еще один перспективный для участков с гористым рельефом способ энергосбережения и сбережения территории. Музей археологии и этнографии коренных народов Приморского края, бакалавр Евгения Шарапова


SРис 031.  дом погоды Рихерт.jpg

Рис. 31. Зимой закрыты и впитываем солнце, весной собираем влагу и защищаемся от туманов, летом снижаем перегрев солнцезащитой и проветриванием. Юлия Рихерт, трансформируемая архитектура центра

изучения и прогнозирования климатических изменений «Дом погоды»


SРис 032.  дом погоды схема.jpg

Рис. 32. Фрагмент аналитической части дипломного проекта «Дом погоды»: Отмечая прямую зависимость формирования тех или иных погодных условий от смены муссона, климатологи иногда говорят, что у Приморья нет своей погоды. Полгода - с ноября по март – Приморье «живет» в Сибири, до середины июля видит все прелести «охотоморского лета», а с середины июля до первых чисел сентября попадает в тропический зной [6]. Упрощая, архитектура региона должна быть не только «якутской» зимой и подстраиваться под «магаданское лето» в апреле-июне, но и отвечать «филиппинским стандартам» в июле-

августе.


SРис 033. Шведова.jpg

Рис.33. Центр экологического образования на острове Попова также учитывает три сезона приморской погоды: стеклянные кубы – зимние сады с верхним светом – адаптируются к изменяющимся погодным условиям, поддерживая постоянный комфорт в учебной зоне. Автор проекта – Маргарита Шведова


SРис 034. Малыгин.jpg

Рис.34. Полифункциональные бионические структуры, как прообраз вертикальных городов будущего, региональный аспект, Максим Малыгин, фрагмент курсового проекта магистра первого года обучения



Мастерская ресурсосберегающей архитектуры:


учебная мастерская кафедры Архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, специализирующаяся на разработке проектов экологической тематики


Преподаватели мастерской в разные годы: Павел Казанцев (руководитель мастерской), Егор Ванхобин, Елена Кялунзига, Ирина Осипович, Ирина Распопова, Валерий Савостенко, Ольга Товмаш, Анатолий Тухбатуллин


Статья проиллюстрирована учебными проектами студентов мастерской ресурсосберегающей архитектуры кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, выполненных в 2011-2016 годах, и проектами студентов специальности «дизайн архитектурной среды», выполненными в 1992-2011 годах.


Графика схем и рисунков – автор статьи.



Список литературы:


1. Гипермаркет с зеленым секретом. - Владивосток, Vladnews,

http://vladnews.ru/3540/nedvizhimost/gipermarket-s-zelenym-sekretom.html


2. Иовлев В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства (напримереУрала). Автореферет дисс. доктора арх-ры. – М.: МАрхИ, 2009 г.


3. Казанцев П.А. Основы экологической архитектуры. Saarbrucken: LAP Lambert academic publishing, 2012 г. – 195 с.



4. Кварталы будущего. – «Загородный дом – ДВ», февраль-март 2014 г.,  Хабаровск: http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/dalnevostochnyy_fo/primorskiy_kray/27275-kvartaly_budushch...


5. На мысе Бурном подружились с ветром. Студенты ДВФУ проектируют актуальные для Владивостока «ветрозащитные здания». – Москва, Совет по модернизации иразвитию экономики России, 03.06.2015: http://www.i-russia.ru/all/news/26904/


6. О перспективах устойчивого развития Владивостока. – Москва, Архиновости, 15.08.2014: http://www.arhinovosti.ru/2014/08/15/pavel-kazancev-o-perspektivakh-ustojjchivogo-razvitiya-vladivos...


7. Сорочан, О.Г. Климатические особенности летнего муссона Дальнего Востока //Труды ГТО. - 1958. - Вып. 84. - С. 44-67.


8. Соломенный дом для Дальнего Востока. – Москва, Зеленый город, 2016: http://green-city.su/solomennyj-dom-dlya-dalnego-vostoka/


9. Указания по учету климата и микроклимата Владивостока в строительстве / Дальневост. Промстройниипроект Госстроя СССР. Примор. упр. гидрометеорол.службы ГУГМС при Совете Министров СССР – Владивосток: 1966 г. – 60 с

 

10. Яковлев А. В. Градостроительство на Крайнем Севере: (Метод. основы

градостроительной физики) /, 180,[2] с. ил. 22 см, Л. Стройиздат Ленингр. отд-ние

1987.


11, Ivor Richards   . Hamzah & Yeang : Ecology of the Sky. -, October,Images Publishing Group

 

12. 2001
Yeang, Ken. Ecodesign. A manual for ecological design. – John Willey & Sons, 2008.- 499 p.


Информационный партнер - портал "Ради дома про"