СПЗС
НП "Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства - СОВЕТ ПО "ЗЕЛЕНОМУ" СТРОИТЕЛЬСТВУ" Создано по инициативе Союза архитекторов России, члена Международного союза архитекторов |
ЭКОУСТОЙЧИВАЯ АРХИТЕКТУРА – ЭСТЕТИКА И КУЛЬТУРА
Председатель Совета САР по экоустойчивой архитектуре,
Председатель правления НП «Совет по «зеленому» строительству»
Александр Николаевич Ремизов
Концепция "Экоустойчивая архитектура" укоренена в концепции "Устойчивое развитие" (Sustainable Development), которая была разработана и принята ООН в 1989 г. Это развитие предполагает взаимодействие трех составляющих: природы, экономики и социально-культурной сферы общества.
Основной идеей этой концепции является положение о том, что экономическое, социально-культурное и иное развитие нынешнего поколения не должно наносить ущерб будущим поколениям. Цели устойчивого развития были утверждены главами 193 государств в ходе Саммита ООН по устойчивому развитию 25.09.2015 г., они носят универсальный характер, взаимосвязаны, направлены на устранение глобальных проблем и на удовлетворение потребностей всех людей.
Экоустойчивая архитектура отвечает запросам людей на социальную среду, где возможно участвовать в совместной деятельности, на неповторимость конкретного места с комфортной и здоровой средой жизнедеятельности, на защиту окружающей среды. Она представляет собой совокупность различных подходов: экологического, технического, социально-культурного. Эти подходы по-своему видят решение задач, декларируемых в концепции устойчивого развития, формируют свой образ экоустойчивой архитектуры, отдают предпочтение соответствующим материалам и технологиям.
Экоустойчивая архитектура воспринимется в обществе в большинстве случаев с экологической и технической сторон. В тени остается социально-культурный подход. Поэтому, в рамках Международного архитектурного фестиваля «Зодчество/19» НП «Совет по «зеленому» строительству» (НП СПЗС) Союза архитекторов России (САР) совместно с Секцией монументального искусства Московского союза художников (МСХ) провели дискуссию о роли искусства и культуры в концепции экоустойчивой архитектуры.
С эстетической точки зрения экоустойчивая архитектура и связанное с ней монументально-декоративное искусство призваны образно выражать социальные ценности, работать для вдохновения, передачи чувства единения с миром. От них ждут создание нового языка, подразумевается переход от утилитарных ценностей к духовным, где эстетика и чувственное восприятие играют доминирующую роль. Большую роль играет общественное искусство, которое делает акцент на специфику места, вовлеченность местного сообщества, сотворчество с ним.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО 50-80х ГОДОВ
Дискуссия на фестивале «Зодчество/19» началась с обращения к синтезу искусства и архитектуры в нашей стране 50-80х годов. Большую роль в архитектуре модернизма играли произведения монументально-декоративного искусства, создававшиеся для конкретной архитектурной среды. Об этом периоде рассказала искусствовед Марина Терехович, приведя примеры многих произведений монументально-декоративного искусства по всей России, многие из которых теперь становятся «исчезающим видом».
Всплеск синтеза искусства и архитектуры произошел во время оттепели в 50-60-х годах, когда художники и архитекторы получили возможность сочетать прагматику и романтику, началось быстрое освоение пластических наработок мирового искусства первой половины 20 века, пресеченное в 30-40-е годы. Стали возвращаться отвергнутые идеи авангарда. На наше монументальное искусство особенно повлияли работы мексиканской школы стенописи Риверы, Оросты, Сикейроса, а также, Леже. По словам Люка Тёрнера «Лишнее стало насущным».
Художники и архитекторы создавали произведения, синтезирующие цветовые и объемно-пространственные характеристики в городской среде. Акцент в понимании задач монументально-декоративного искусства в то время был сделан не на монументальное в его пафосном понимании, а на декоративное. Произведения тех лет были то, что мы сейчас называем «актуальным искусством». Синергия архитекторов и монументалистов позволило поднять тонус синтеза искусств и выдвинуло немало дерзких идей.
К сожалению сейчас исчезает такой оригинальный вид творчества, связанный с историей страны, но по распространению уличного искусства видно, что визуальный разговор в городской среде востребован.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Председатель секции монументально-декоративного искусства МСХ Екатерина Бубнова рассказала о современном периоде развития монументального искусства.
Собственно, синтез архитектуры и монументального искусства обусловленный фактом их соразвития и требованиями техники, технологии к зданиям и сооружениям оказывает одновременное влияние и на структуру строящихся объектов, и на их оформление.
Приход новых цифровых технологий в архитектуру и индустрию строительства неизбежно приводит к появлению их же в творчестве художника. Это УФ-печать, лазерная резка, 3D-печать и множество других технологий. Отчасти одна из самых основных задач художника сегодня — совершенствовать владение цифровыми технологиями, применимыми в искусстве и максимально точно доносить с их помощью художественный замысел.
Исторически и технологически сложилась ситуация, при которой автор произведения в крайне редких случаях единолично реализовывал свои же собственные эскизы. На практике, в большинстве случаев, осуществление проекта делалось силами целых художественных бригад. На сегодняшний день технологические особенности создания монументальных произведений претерпели значительные изменения, и впервые позволяют автору произведения добиться абсолютно точной реализации задуманного, исключая возможность искажения и вмешательства со стороны исполнителей и помощников. В текущей ситуации уже можно предположить, что монументально - декоративное искусство становится «искусством новых технологий».
Часто именно произведения монументально-декоративного искусства в архитектуре создают неповторимость конкретного места, привносят рукотворное начало в архитектуру, обогащают ее пластически. Наверно не будет слишком смелым утверждение что психологически красивая среда обитания практически равна удобной, причём с довольно ощутимым перекосом в сторону первой.
ОТ МОНУМЕНТАЛЬНОГОИСКУССТВА К PUBLIC-ART
Искусствовед Александр Бурганов рассказал о современном состоянии общественного искусства или паблик-арт в мире.
Паблик-арт - это зонтичный термин, который объединяет в себе множество других дефиниций. В широком смысле слова - это любая интервенция художественной выразительности в общественное пространство, включая: архитектурный дизайн, скульптуры, объекты, изображения, а также, танцы, процессии, уличный театр. В социальном значении паблик-арт - это социально вовлеченное интерактивное искусство, связанное с политикой идентичности и социальной активностью.
В понятие паблик-арт входит вполне традиционный «городской монумент», к которому можно отнести статуи, триумфальные арки, обелиски, стелы, колонны, кенотафы, памятные доски, технические средства, установленные в качестве памятника, мемориальные комплексы. Для современных неклассических городских скульптур или объектов используют название «публичная скульптура» - более нейтральный термин в отличие от монумента или памятника. Возникло даже движение «антимонументализм» отрицающее присутствие какой-либо внушительной, авторитетной силы в общественных местах.
Следует упомянуть направление «мурализм» - стенные росписи на фасадах и в интерьерах общественных зданий, основанный на народных и героических сюжетах, связанных с мексиканской революцией. Современные росписи на стенах также иногда называют сейчас «муралами». Есть противопоставление стрит-арта и мурализма, как постоянное и временное и, в то же время разрешенное и неразрешенное властями искусство. Но с открытием Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге это противоречие сглаживается.
«Сайт-специфичное искусство» связано непосредственно с местоположением – произведение невозможно перенести в другое место. С этим термином связан термин «лэнд-арт» где произведения создаются в определенном ландшафте.
Появляется понятие «социальная скульптура», которая создается с помощью людей и занимает объем не в трехмерном, а в социальном пространстве. Так, в городе Кассель в 1982 г. горожанами было высажено в результате акции художника Йозефа Бойса 7000 дубов, которые можно было посадить, только убрав 7000 каменных блоков, вываленных на площадь. В этом принимали участие люди не из администрации города, а жители и зрители. Из этой акции родилось «искусство взаимоотношений», где произведения искусства создают социальную среду, в которой люди собираются вместе, чтобы участвовать в совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В "культурном подходе" – не ставится задача разработки нового универсального пластического языка, там речь идет скорее о сохранении разнообразия существующих культур. Акцентируется внимание как на охране и консервации того многообразия культурных архетипов, которое уже существуют, так и на обеспечении культурной преемственности.
Произведения монументального или общественного искусства с точки зрения экоустойчивой архитектуры отвечают требованиям и "культурного", и "эстетического" подходов. Монументально-декоративные работы в архитектуре и современные направления «паблик-арта» создают неповторимость конкретного места (genius loci), привносят рукотворное начало в архитектуру, обогащают ее пластически.
Социально-культурный подход в экоустойчивой архитектуре вспоминают не часто, делая акцент больше на «зеленом строительстве» и «зеленой экономике», но именно этот подход создает такие преимущества устойчивого развития общества:
- местную самоидентификацию;
- взаимосвязь с контекстом;
- взаимосвязь с историей;
- социальную сплоченность;
- добрососедское поведение;
- уменьшение преступности;
- наполненность жизни;
- удовлетворенность местоположением;
- гражданское достоинство.
ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ PRO WOOD AWARD
05.11.2023Круглый стол "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
02.11.2023ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ PRO WOOD AWARD
05.11.2023Круглый стол "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
02.11.2023Информационный партнер - портал "Ради дома про" |